Урок для детей и родителей

Участники октябрьского заседания дискуссионного клуба «Особняк», действующего при Общественной палате Краснодара, искали ответы на вопросы, как избежать иждивенческих настроений у подрастающего поколения краснодарцев и что нужно делать для воспитания у школьников и дошкольников бережного отношения к городской среде.

 

Клуб «Особняк» при городской Общественной палате по праву считается одной из самых независимых дискуссионных площадок в регионе. Раз в месяц участники клуба собираются для обстоятельного и подробного разговора о вопросах, важных для города и его жителей. По словам члена Общественной палаты Краснодара и председателя клуба Галины Ташматовой, темы для обсуждения подсказывает сама жизнь. Задача участников клуба – представить срез общественного мнения, а формулировать проблемы помогает живой обмен мнениями.

Темой октябрьского заседания клуба стало воспитание в юных жителях краевой столицы бережного отношения к городской среде. Свои предложения по этому поводу высказали представители администрации муниципалитета, органов исполнительной власти и литературного сообщества региона, депутаты городской Думы, эксперты Общественной палаты Краснодара, педагоги, психологи, родители школьников.

Открыл заседание клуба зампредседателя городской палаты Александр Никкеров. Он поблагодарил собравшихся за активность и ответственность в обсуждении важной для всех темы, отметив, что попытка воспитать нашу молодежь – дело непростое.

– Городская среда – это только часть проблемы, которую мы хотим осветить, – взяла слово модератор встречи Галина Ташматова. Она предложила расширить границы обсуждаемой темы и поговорить о бережливости как экономической категории и бережности как категории нравственной, а также о том, как совершить переход от общества безудержного потребления к обществу рациональных потребностей.

 

Миллионы на ремонт

По мнению начальника отдела комфортной городской среды департамента городского хозяйства и ТЭК Сергея Пелиха, приучать подростков бережно использовать все блага городской инфраструктуры могут помочь наблюдение и контроль, то есть установка камер наблюдения и регулярное патрулирование мест массового пребывания. Именно эти способы он назвал в качестве мер по пресечению вандализма, случаи которого в последнее время участились.

– Департамент городского хозяйства отвечает за состояние скверов, бульваров, игровых и спортплощадок и других подобных объектов. Только в нынешнем году был выполнен ремонт 164 элементов игрового и спортивного оборудования на общую сумму миллион 630 тысяч рублей. Еще около миллиона ежегодно уходит на устранение граффити, – сообщил Сергей Пелих.

Как отметила старший инспектор отдела по делам несовершеннолетних УМВД РФ по городу Краснодару Ольга Завгородняя, чаще всего портят городское имущество именно подростки.

– Дети таким способом пытаются зарабатывать авторитет. Нашим подросткам сегодня во всех подробностях рассказали о правах, но вот об обязанностях напомнить забыли. Считаю, что ситуацию надо менять в корне. Подобные поступки в молодежной среде должны перестать считаться «крутыми». Работаем с детьми, состоящими на учете, и с их семьями, проводим лекции и беседы в школах, – пояснила Ольга Завгородняя

Директор МАОУ СОШ №71 Наталья Степанова убеждена, что детей воспитывает среда, и от того, какие условия будут созданы в школе, зависит, как ученики будут относиться и к школьному, и к городскому имуществу.

– Ситуация не изменится, пока все это не станет для детей «своим», пока они не проникнутся идеей, что это их дом, их школа, их город, пока они сами не будут участвовать в создании хороших условий для себя и других людей. И детей, и родителей нужно привлекать, например, к озеленению и благоустройству территории, приглашать к участию в каких-то коллективных акциях. И важно понять, чего дети хотят, ведь у подростков много идей, которые могут помочь сделать городскую среду комфортной и для них, и для взрослых, – выразила свою позицию Наталья Степанова.

 

Начинать с родителей

Заместитель директора городского департамента образования Евгения Шкута считает, что в плане воспитания с родителями нужно работать даже больше, чем с детьми.

– По закону для приобщения ребенка к труду требуется разрешение родителей. Есть родители, которые в категоричной форме это запрещают. Таких случаев немного, но они есть. Иногда приходится накладывать дисциплинарное взыскание на педагога, который попросил ребенка «стереть с доски» после уроков, не говоря уже о том, чтобы копать, поливать или красить что-то. С родителями нужно вести разъяснительную работу, вовлекать их в конкурсы и различные школьные проекты, – рекомендовала Евгения Шкута.

Каждый подобный случай нужно рассматривать индивидуально, считает заведующая МБДОУ «Детский сад №217» Ирина Григорьева.

– К трудовому воспитанию родители дошколят настроены так же, как и родители школьников. Все возникающие ситуации стараемся решать по-разному, – рассказала Ирина Григорьева. По мнению заведующей, приучить детей беречь окружающую среду помогает визуализация тех или иных действий. Например, воспитанники детсада, вместе с десятью другими детскими образовательными организациями края, участвующими в пилотном проекте по формированию бережливого отношения к миру вокруг, уже знают: рисунок ладошки на стене говорит о том, что к ней не нужно прикасаться, а яркая желтая полоса на полу означает, что нужно быть внимательными и смотреть под ноги.  Как и коллеги-педагоги, Ирина Григорьева уверена, что нужно шире внедрять подобные технологии в детских учреждениях.

Педагог МАОУ СОШ №96 Елена Носенко отметила, что сегодня в семье существует некий культ ребенка, заставляющий родителей вмешиваться в школьный процесс воспитания. А результатом становится то, что дети ни в семье, ни в школе не приобщаются к труду.

– Родители должны помогать, но не вмешиваться. Их нужно учить смотреть в одном направлении с учителем, объясняя, что ребенка в первую очередь нужно учить уважать взрослых, – пояснила Елена Носенко.

Евгения Шкута отметила, что сейчас в обществе возникла потребность изменить содержание воспитательного процесса. Так, российских школах 45 регионов уже введена должность советника по воспитанию, а с 2023 года такие специалисты появятся во всех школах страны.

– Советник помогает школьному заместителю по воспитательной работе взаимодействовать с детским сообществом. Его основная функция – организация деятельности детей. Работа советника в чем-то схожа с работой вожатых из советского времени, воспитывавших ребят через вовлечение в общественно полезную деятельность, – уточнила Евгения Шкута.

 

Родом из детства

Педагог-психолог Центр детского развития «Прикубанский» Наталья Миронова напомнила участникам встречи, что все мы в той или иной степени родом из семьи. А сегодняшние дети испытывают колоссальную психологическую нагрузку, когда школа призывает беречь имущество и соблюдать рамки приличия, а дома родители такого примера не показывают.

– Мы, педагоги, пытаемся выровнять ситуацию, но не учитывать семейное воспитание невозможно, а в нынешних условиях нужно воспитывать и детей, и родителей, восстанавливая преемственность поколений.

С позицией детского психолога соглашается член Совета родителей лицея №48 и многодетная мама Ирина Миронова. Она советует родителям учиться понимать своих детей, стараться говорить с ними на одном языке, а также – учитывать особенности восприятия информации современной молодежью.

– Нужно подавать им информацию в виде ярких образов, картинок, идти от общего к частному. Например, разместить социальную рекламу на придорожных билбордах – ребенок, который держит в руках земной шар с подписью: «Все в твоих руках». Так он скорее поймет, что в ответе за свою, землю, город, школу. Также нужно вкладывать положительный посыл в учебники для начальной школы (например, размещать тематические тренировочные тексты) и чаще обращать внимание ребят на то, какой у нас все-таки красивый город. А для контраста рядом с яркими фото краснодарских улиц и парков размещать изображения самых тревожных мест на карте мира. Все должно познаваться в сравнении, – убеждена мама шестерых юных краснодарцев.

 

Классика спасет мир

О великой воспитательной роли хорошей литературы напомнила собравшимся заведующая библиотечно-культурным центром МАОУ СОШ №103 Светлана Гайфутдинова. По ее мнению, беда современных библиотек – в недостаточном финансировании комплектования фондов. Дети по-прежнему любят читать, им нужно дать в руки хорошие, умные, интересные и воспитывающие книги, считает библиотекарь с двадцатилетним стажем работы.

– Сегодня очень нужна госпрограмма по комплектованию фондов. Пока не будет господдержки переоснащения библиотек, мы будем проигрывать в битве за умы и сердца юных россиян. Показательно, что успешные реформы образования в Корее и Китае начинались с переоснащения библиотек, – констатировала Светлана Гайфутдинова.

С мнением коллеги согласилась детская писательница Любовь Мирошникова. – Мы обсуждаем внешние приемы, которые помогут обществу оздоровиться. Вместе с тем корни разрисованных стен и сломанных качелей – в беспризорности детской души, которой надо дать ориентиры. Это – крик одинокой детской души. На самом деле проблема глубинная, ведь бездуховность порождает вседозволенность. Нашим детям нужно дать духовные ориентиры, основанные на постулатах православия. Им нужно показывать настоящую Россию, прекрасную Кубань, добрый Краснодар с его богатым историческим наследием. И кстати, в воспитательных целях детей нужно привлекать к приведению в порядок исторических мест города. И конечно, ребятам сегодня нужны не только классики, но и новые, интересные книги современных детских писателей, – выразила свою позицию Любовь Мирошникова.

 

Аргументы в пользу идеологии

Как отметил депутат городской Думы Краснодара, член комитета по образованию, культуре, вопросам семьи и детства Александр Сафронов, в советские времена и дети, и взрослые хорошо понимали, что такое хорошо и что такое плохо. Чтобы растолковать эти понятия сегодняшнему школьнику, нужна идеология.

– Сегодня, когда заметно снизилась воспитательная роль семьи, необходимо менять идеологический вектор нашей системы образования, на что должны быть направлены усилия государства и общества. Делать ребенка гражданином и патриотом, ответственно относящимся к своему городу, краю и стране, сегодня должна именно школа, – отметил Александр Сафронов.

– Мы взяли узкое направление для дискуссии: воспитание бережливого отношения к окружающей среде, но очень быстро перешли на глобальные вопросы, – акцентировал внимание собравшихся помощник депутата Госдумы РФ Евгения Первышова, бывший вице-мэр Краснодара и педагог Антон Смертин.

Он отметил, что школьное образование в его нынешнем виде представляет собой набор советских элементов и новой части, которые плохо стыкуются между собой. Результат будет, если удастся синхронизировать части этого процесса с уклоном на воспитательную функцию, почти утраченную сегодня.

– Чтобы достучаться до наших подростков, надо научиться говорить на их языке. Не демонизировать их и не воспринимать как людей, которые отделены от нас, взрослых, и существуют сами по себе. А чтобы избежать иждивенческих настроений у подростков, нужно избежать их сначала у родителей. Это должно отрабатываться и в СМИ, и общественниками, и в соцрекламе, – резюмировал Антон Смертин.

– Постараемся сформулировать проблемы, прозвучавшие сегодня, и рассказать о них самой широкой аудитории в краевых средствах массовой информации. Надеемся, что таким образом мы  в какой-то степени сформируем общественное мнение кубанцев по поводу того, как вырастить достойное поколение, которое в будущем придет нам на смену, – подводя итоги встречи, подчеркнула Галина Ташматова.

 

Спасибо! Ваше сообщение было отправлено.