Слагаемые доступной среды

Краснодарские общественники обсудили проблемы инвалидов и многодетных семей при пользовании городскими парковками

В столице Кубани состоялся круглый стол на тему «О проблемах инвалидов и многодетных семей при пользовании парковочными местами». Мероприятие, организованное Общественной палатой Краснодара, провел председатель комиссии по вопросам защиты прав и интересов инвалидов, ветеранов, развития доступной среды, волонтерства и благотворительности городской палаты Александр Черепахин. В дискуссии приняли участие представители администрации и городской Думы Краснодара, общественных палат города и края, журналисты.

Как отметил Александр Черепахин, цель мероприятия — скоординировать действия различных структур для решения вопроса выделения парковочных мест многодетным семьям и людям с ограниченными возможностями здоровья на придомовых территориях.

Среди обсуждаемых тем: неправомерное использование водителями мест для инвалидов на парковках и меры ответственности для нарушителей парковочных правил, льготы при оплате парковок многодетными семьями, а также изменения, которые необходимо внести в Жилищный кодекс РФ для улучшения ситуации.

К числу самых важных Александр Черепахин отнес вопрос выделения парковочных мест для инвалидов на придомовых территориях. Сейчас место для транспортного средства инвалида вблизи подъезда многоэтажки можно организовать лишь через общее собрание собственников жилья. Однако жильцы многоквартирных домов далеко не всегда понимают проблемы людей с ограниченными возможностями здоровья и идут навстречу инвалидам.

В ходе круглого стола рассматривались юридические аспекты выделения парковок для инвалидов на придомовых территориях, чтобы парковочное место было им гарантировано вне зависимости от решения собрания ТСЖ. Кроме того, обсудили возможность выдачи парковочных разрешений не всем гражданам с ограниченными возможностями здоровья, а только людям с серьезными опорно-двигательными патологиями. По мнению Александра Черепахина, в данном контексте уместно рассматривать и льготные или бесплатные парковки для многодетных семей, взяв в качестве примера опыт Новороссийска, где есть внутренний закон по предоставлению таких льгот многодетным.

Кроме того, пока нет четких ответов на вопросы, что делать с теми, кто занимает места для инвалидов и закрывает номерные знаки своего автомобиля, и почему полиция зачастую никак не реагирует на данные нарушения.

 

Законная составляющая

Для людей с ограниченными возможностями здоровья должны выделяться не менее десяти процентов мест на стоянках. Это требование федерального законодательства. До недавнего времени по закону право на получение парковочного разрешения имели инвалиды I и II групп, родители ребенка-инвалида, а также участники Великой Отечественной войны, Герои Советского Союза и Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы. Разрешение также полагалось «иным лицам, перевозящим инвалидов», в случае, если самим инвалидам управлять автомобилем противопоказано. К слову, данное разрешение не полагается водителям маршруток и таксистам, только владельцам частных авто.

Недавно перечень граждан, имеющих право на бесплатно оставить автомобиль на платных городских парковках, был расширен. Теперь в него входят Герои Труда Кубани, многодетные семьи, водители транспорта для обеспечения специальной связи, а также владельцы электро- и гибридных автомобилей.

В настоящий момент в городской мэрии прорабатывается механизм удобной подачи документов, который поможет льготникам бесплатно припарковать свой автомобиль на платных парковках департамента транспорта и дорожного хозяйства.

Как уточняют в мэрии, автомобилисты смогут воспользоваться льготами, если предоставят подтверждающие их документы. Вместе с тем, именно с подтверждением статуса (вернее, со желанием водителей избежать данной процедуры) как раз и бывает больше всего нестыковок.

Не на своем месте

Острая нехватка парковочных мест в центре Краснодара давно стала повседневной реальностью для горожан и гостей краевого центра. Зачастую водители решают проблему не слишком оригинальным способом, оставляя свои авто на местах для инвалидов. При этом они с помощью самых разных средств умудряются избегать контакта с представителями ГИБДД.

По мнению общественников, до внедрения действенных способов приструнить нарушителей приходится рассчитывать только на сознательность автовладельцев. А чаще, к сожалению, не приходится.

 

В статусе клумбы

На еще один аспект данной проблемы обратила внимание собравшихся член комиссии по защите прав инвалидов городской Общественной палаты Наталья Шелиховская. По ее мнению, в стране складывается странная ситуация с организацией безбарьерной среды для инвалидов с тяжелыми двигательными патологиями. Речь в данном случае идет не о доступности соцобъектов в городской среде, а о территории у дома.

– С одной стороны, мы имеем в арсенале множество законов, позволяющих удовлетворить права инвалидов на беспрепятственное передвижение, а с другой – некий законодательный противовес, когда эти законодательные акты минимизируются на фоне действия Жилищного кодекса, – пояснила эксперт.

Нормы ЖК РФ стоят на защите частной собственности. При этом сложилась практика, когда требуется решение собственников жилья, если необходимы парковочное место и пандус, перепланировка входного комплекса и так далее. Многими жильцами эта необходимость попросту саботируется. В силу низкого уровня социальной и гражданской ответственности, или по каким-то другим соображениям.

Иными словами, права  и интересы инвалидов уравниваются, например, с клумбами и шлагбаумами, на размещение и установку которых также требуется согласие жильцов. Подобная практика недопустима, считает Наталья Шелиховская.

Согласна с мнением коллеги и руководитель семейного МФЦ Краснодара Карина Степанова. По ее мнению, для решения вопроса с парковочными местами (как для инвалидов, так и для многодетных семей) столице Кубани стоит принять во внимание опыт Новороссийска, где уже сегодня есть бесплатные паркоместа для многодетных.

Член комиссии Общественной палаты Российской Федерации по безопасности и взаимодействию с ОНК, первый заместитель председателя Общественной палаты Краснодарского края Владимир Коробчак  отметил, что для решения вопроса с парковками для инвалидов и многодетных семей необходимо выйти с законодательной инициативой в государственную Думу Российской Федерации для внесения изменений в Жилищный кодекс РФ на федеральный уровень.

 

Город для людей

Зампредседателя комитета по промышленности, транспорту и связи городской Думы Краснодара Алексей Бердников представил проблему с парковками с новой стороны. По его мнению, она состоит в том, что в городе слишком много личного автотранспорта. В Краснодаре ежедневно находятся порядка 700 тысяч автомобилей. А зарегистрированных парковочных мест в городе –порядка 80 тысяч, в том числе около 13 тысяч платных паркомест на 9 тысячах городских и двух тысячах частных платных парковок.

В результате авто паркуются у тротуаров, в зеленых зонах и в других местах нашего общего городского пространства.

– Позиция администрации и гордумы такова: Краснодар – это город для людей, а не для автомобилей. Потому много внимания уделяется развитию парковок, сети общественного транспорта, развитию индивидуальной мобильности (велодорожки, самокаты и прочее). Все это – слагаемые глобальной задачи: избавить город от пробок, смотивировать население пользоваться общественным транспортом, переходить на средства индивидуальной мобильности. Муниципалитет ставит целью сделать так, чтобы было больше свободных мест на парковках. А следовательно, уменьшилось бы количество желающих парковаться неправильно, – пояснил Алексей Бердников.

Что касается ответственности за нарушение парковочных правил, то, по мнению Алексея Бердникова, данные полномочия логично передать муниципалитетам.

– Парковка на местах для инвалидов – это нарушение ПДД, штрафовать за это может только ГИБДД. При этом регионам передаются полномочия по эвакуации неправильно припаркованных автомобилей, – поддержал мнение коллеги начальник отдела развития парковочного пространства городского департамента транспорта и дорожного хозяйства Роман Мануйлов.

Еще год назад практика эвакуации авто муниципальными властями существовала только в Москве и Санкт-Петербурге. По мнению Мануйлова, работу эвакуаторов на улицах российских городов, в том числе в столице Кубани, надо возобновить. Это сделает более эффективной работу платных парковок.

–  Задача краснодарских общественников – предавать огласке все городские проблемы, в том числе и с парковочными местами для льготных категорий граждан. Так можно ускорить их решение. Общественная палата Краснодара оставит на контроле организацию парковочных мест для инвалидов на придомовых территориях и льготной оплаты парковок для многодетных семей. Также продолжится работа над уточнением списка льготных категорий граждан, имеющим право на получение парковочного разрешения в нашем городе, – подвел итоги дискуссии Александр Черепахин.

Спасибо! Ваше сообщение было отправлено.