Патриотизм на сцене: как краснодарские театры реагируют на вызовы времени

27 апреля в Общественной палате города Краснодара прошло заседание дискуссионного клуба «Особняк» на тему «Краснодар – театральная столица юга России. О развитии театров в краевом центре, проблемах и достижениях. Частные театры Краснодара, попытка осмысления пройденного пути. Их роль в культурной жизни краевой столицы».

Галина Ташматова, председатель дискуссионного клуба, в самом начале  попросила сконцентрироваться на обсуждении театрального репертуара за прошедший год.  Как отозвались кубанские театры на вызовы нового времени, какую лепту внесли театральные деятели Кубани в решение задач, которые стоят сегодня перед страной и её гражданами?

Забегая вперед, скажем, что это был трудный разговор.  Дискуссия показала, что кубанские театры  продолжают жить обособленной  довоенной жизнью. Между тем, за этот год запрос в обществе на патриотическую тему несоизмеримо вырос.

Мы, будучи школьниками ещё при Советском Союзе, ходили всем классом в театр. Патриотическое воспитание с помощью театрального искусства было настолько органично тогда, что никто из нас не чувствовал на себе  воспитательный момент. Конечно, патриотизм не стоит понимать слишком однозначно – это очень глубокое понятие. Это и уважение к старшим, и внимание к младшим, и любовь к Родине. А сейчас, как я вижу, театры у нас живут спокойной и размеренной жизнью, будто ничего вокруг не происходит, — высказала мнение Татьяна Аркадьева, руководитель штаба Захара Прилепинав Краснодаре. Татьяна Владимировна также рассказала о том, что их лидер обратился с письмом к руководителям российских театров, в котором он призывает деятелей культуры  проявить гражданскую активность.  

На вопрос, какие постановки из нынешнего репертуара вы могли бы отнести к патриотическому воспитанию, ответил Николай Табашников, директор Краснодарского молодёжного театра. Он заявил, что в каждом спектакле молодежного театра просматривается патриотическая направленность. Они пропитаны вечными темами, такими как «человек», «личность», «что стоит за человеческим выбором»: 

 Перестроение театров уже началось, но для этого процесса требуется время. Многие требуют изменений здесь и сейчас, не понимая последствий. Если начать радикальную перестройку театральной жизни, то мы получим не единомышленников, а людей, которые будут противостоять всему, потому что всё новое всегда поначалу воспринимается в штыки, — отметил Николай Александрович.

Ирина Удовицкая, начальник управления культуры администрации муниципального образования город Краснодар, проинформировала присутствующих, что патриотических мероприятий в городе Краснодаре всегда проводилось немалое количество. Они есть и в программе на текущий год, но их внедрение должно быть постепенным, чтобы не вызвать отрицания:

— В соответствии с указом президента, наши учреждения культуры в своих мероприятиях стараются уделить максимальное внимание теме«семейных ценностей», «патриотизма», «сохранения русского языка». Вы правы, в советские времена, посещая театральные постановки, мы действительно не выделяли в них отдельно патриотическое воспитание. Но стоит помнить, что раньше это была идеология, которая выражалась во всём, везде и всюду. Поэтому и сейчас эту работу нужно проводить на самом высоком государственном уровне, — высказала свое видение представитель исполнительной власти. 

Театровед, член Союза театральных деятелей России Елена Петрова считает, что руководство театров попросту ждет каких-то указаний, когда давно уже нужно предлагать зрителю постановки  о том, что сегодня волнует всех — о патриотизме в нынешних условиях СВО:

Новые обстоятельства, несомненно, рано или поздно повлияют на положение дел в области театрального искусства. Так было всегда вне зависимости, есть ли конкретный государственный заказ или нет. Так, с началом Первой мировой войны, в которую  вступила и Россия, Всеволод Мейерхольд взялся за работу над одной из сложнейших пьес Педро Кальдерона «Стойкий принц», которая рассказывает о доблести принца Фернандо в условиях войны. Премьера состоялась в 1915 году. Это был тот самый момент, когда требовалось нечто духоподъемное, пусть и взятое  из далёкого прошлого. Сам Кальдерон уже погружался в своей истории вглубь веков, в эпоху Реконкисты. В ту же эпоху и Корнель пишет своего «Сида», где война, в которой участвует главный герой, отнесена в прошлое. Брать сюжет из современности было совсем необязательно, а отстранённый взгляд имел другую оптику. Этот приём был особенно  популярен в эпоху романтизма.

Сложно требовать от театрального искусства немедленного ответа полноценной драматургией. Вспомним Великую Отечественную войну. Зачастую песни сочиняли прям находу, быстро и ёмко. И только через полтора десятка лет появилась так называемая «лейтенантская проза». В любые времена пройти мимо изменяющейся реальности на фоне войны было невозможно. Военные победы провоцировали появление новых сюжетов.

Эсхил практически первый из великих драматургов древней Греции был кадровым военным, морским офицером. Вернувшись после победы при острове Соломин в Афины, он обратился через некоторое время к написанию пьес. Первый дошедший до нас из его сюжетов посвящен одному из главных героев этой войны. И лишь потом, в пьесе «Персы» им становится не соотечественник, а противник – царь Ксеркс. Он вызывает сострадание, он носитель трагической вины.

Военные победы испанцев, завоевания новых территория в XVI веке совпадают с расцветом театра в Мадриде, следствием которого становятся пьесы Сервантеса, Лопе де Вега, Тирсо де Молины, Кальдерона. Проходит время, и победы уже одерживает Англия. Появляются театры, а затем и драматурги, такие как Кристофер Марло и Уильям Шекспир. Почему так случилось? Военные получали большой доход и, соответственно, могли потратиться на изысканное развлечение. Вот она, главная причина, почему у Шекспира так много сцен боёв — этого требовала его публика.

В период гражданской войны в России на фронтах Красной армии показывали спектакли. С большим успехом шёл «Фуэнте Овехуна», поставленный по пьесе Лапе де Вега — основанный на реальных событиях, повествующий о борьбе крестьян против командора. Эффект превзошёл ожидания.

О значении театра на умы людей прекрасно понимал и Георгий Товстоногов. В своё время его обращение к военной теме состоялось, в том числе, в спектакле на сцене учебного театра ЛГИТМиКа «Зримая песня». Постановка стала легендарной: песни военных лет или о войне, театрально осмысленные мастером и его студентами,  произвели мощное впечатление. Многие пытались и пытаются повторить тот опыт. Думается, великий режиссёр делал это не из конъюнктурных соображений, иначе бы ничего не получилось.

Это разные воспоминания из истории театра. И объединяет их одно: во всех случаях война воздействовала на искусство самым положительным образом. Видно, что она провоцировала творческих людей на нестандартные решения. Думается, война и театр это сообщающиеся сосуды, взаимодополняющие друг друга. Сильная армия – сильный театр. Такая закономерность прослеживалась во все времена. Иногда наоборот, как в случае с «Фуэнте Овехуна», театр формирует армию, буквально направляя её в бой. Учитывая, в каких обстоятельствах мы сегодня находимся, театру придется в скором времени вносить в свой репертуар определённые коррективы. Но, в таком случае, и государство должно, что театр необходим обществу, — провела историческую аналогию театровед Елена Петрова.  

— Разумеется, репертуар детских, молодежных и взрослых театров должен отличаться. В работе с детьми и молодёжью не нужно искать специального языка. Не нужно подстраиваться – они сами этого не принимают. Я твёрдо убеждена, что с молодёжью нужно говорить уважительно, по-взрослому. Особого языка для этого нет. Нужно лишь стараться донести информацию в понятном для них формате, искать драматургический материл, который будет им интересен и понятен, — попыталась вывести обсуждение в несколько иное русло  Галина Ташматова.

Арсений Фогелев, главный режиссёр Краснодарского академического театра драмы им. Горького пояснил, что при составлении репертуара театры стараются делают ставку  на классику, потому что такой материал никогда не устареет:

Время не стоит на месте и зрителю нужны новые эмоции, ощущения; нужны новые лица, обстановка. Первая театральная школа открылась в Краснодаре в 2009 году, она называлась «Ф-Арт». В 2012 году показал премьеру Один театр — первый в городе независимый театр, в котором играют профессиональные актеры. В последующие годы появились другие театры и театральные студии, сейчас их работает с десяток, и продолжают открываться новые, — высказал свой взгляд на обсуждаемую проблему  режиссер ведущего театра Кубани.

Руководитель благотворительного «Премьер-Фонд» им. Л. Г. Гатова Татьяна Гатова изначально не планировала выступать, но в конце дискуссии все же высказалась:

— Я слушаю вас, уважаемые коллеги, и задаюсь вопросом, а как бы поступил в этой ситуации Леонард Григорьевич? Уверена, что он бы не ждал особых указаний, а действовал, искал новые яркие формы для того, чтобы поднимать дух кубанцев, вызывать  гордость за героев нового времени ,вселять  уверенность в нашей общей Победе .

Назревший  вопрос о необходимости корректировать репертуарную политику кубанских театров  одним разговором не исчерпать.  Ведущая дискуссионного клуба «Особняк» Галина Ташматова  выразила надежду на то, что заинтересованный обмен мнениями подтолкнет театральных деятелей к творческим поискам. Главное, что истинный  патриотизм у наших современников сегодня  есть.

Спасибо! Ваше сообщение было отправлено.