Каким должно быть местное самоуправление в Краснодаре?

Наш город стремительно растет, нас уже, по данным МВД, полтора миллиона. И не за горами новый цикл выборов, в том числе и новой городской Думы. Заместитель председателя Общественной палаты Игорь Коломийцев считает, что они будут конкурентными: «Прошедший единый день голосования по России 8 сентября показал, что мы входим в зону политической турбулентности».

Модератор разделил дискуссию на три части. Первый вопрос – на слуху после прошедшего 17 сентября заседания городской Думы Краснодара. Сергей Вальтер и ряд других депутатов предложили сохранить нынешнее количество мандатов в краснодарском парламенте.

Дело здесь в том, что для того, чтобы остаться в прежней схеме, нужно поменять Устав, так как два года назад там появилась новая норма. Согласно ей, в следующем созыве в фактически полуторамиллионном Краснодаре должно остаться всего 36 депутатов: 26 — по округам, 10 – по партспискам. И это при том, что во многих муниципальных районах есть — 40 депутатов райсовета и еще по 15 в каждом поселении.

Сергей Вальтер объяснил так причину своей инициативы:

— Я являюсь депутатом по 21-му округу в Прикубанке. Когда меня выбирали четыре года назад, на моей территории было семь избирательных участков, сейчас же их уже 12. Если город разделить на 26 округов, то в каждом из них будет в среднем проживать до 60 тысяч жителей. Но увеличение числа жителей – это тенденция Прикубанского и Карасунского округов. В Центральном же, наоборот, идет отток, и важнейший для Краснодара округ вообще может оказаться представленным в Думе двумя депутатами.

Заместитель председателя городской Думы Владимир Недилько, представляющий «Единую Россию», сообщил: «Сейчас тема обсуждается в думских комитетах. И мнения, которые будут высказаны на дискуссионной площадке Общественной палаты, нам очень важны».

— Мы живем и работаем в условиях быстро растущего города, — отметил Игорь Коломийцев. – И сокращение числа депутатом и избирательных округов выглядит на этом фоне странно.

Представитель Партии Роста Юрий Копачев убежден:

— Главное – качество депутатского корпуса. А оно зависит от наличия в парламенте разных политических партий и людей различных взглядов.

Депутат гордумы от КПРФ Дмитрий Коломиец привел в пример такие районы в крае, где количество жителей – порядка 30 тысяч. А у нас при сокращении числа избирательных округов, в каждом из них жителей будет в два раза больше. На одного депутата.

— Местное самоуправление – по сути, осуществление народом своей власти. Люди участвуют в этом, в том числе, через депутатов городского парламента. А мы должны уметь услышать каждого жителя, — убежден председатель комитета по вопросам местного самоуправления Зорик Садоян. – Знать, какие их волнуют точечные проблемы, анализировать и видеть, какие из них затрагивают большое количество людей и носят для города глобальный характер. Сокращение числа округов никак не работают на это.

Экономист Евгений Змиев считает, что нужно для начала определить базовые вещи: для кого работает депутат – для населения или для исполнительной власти. И депутатство – это хобби или работа? Если депутат для людей – то 36 на нынешний Краснодар мало, тем более, что избираем мы Думу на пять лет, а там город уже уверенно устремится и вовсе к трехмиллионному рубежу. Экономист убежден, что пора поменять федеральный закон, чтобы вся Дума работала на постоянной основе. Сейчас же 90% народных избранников в местном представительном органе исполняет депутатские полномочия, как общественную нагрузку. Так как по закону только 10% могут работать на постоянной основе. При 48 мандатах – это 4 депутата, при 36 – соответственно, 3.

Правда, действующие городские депутаты возразили на это, что общественную нагрузку все равно делают с душой, в чем им повседневно содействуют помощники, ТОСы, террцентры по работе с населением. И, конечно, программа наказов избирателей. Зорик Садоян и депутат от ЛДПР Сергей Фисюк рассказали, какие проблемы она помогает решать: детские площадки, ремонты тротуаров, помощь детсадам и школам. Может, и не масштабно, зато они – от народа.

В проигрыше или в выигрыше люди – вот что должно стать главным критерием, когда мы определяем конфигурацию местной власти. В этом убежден депутат ЗСК Денис Хмелевской. Он привел пример другого крупного муниципалитета – Сочи, где в городском собрании как заседало 50 депутатов, так и заседает. Вот и нам, считает кубанский парламентарий, возможно, стоит задуматься не о сокращении, а об увеличении корпуса.

Эксперт Общественной палаты Александр Травников обратил внимание на то, что сокращение числа депутатов неизбежно приведет к росту чиновников аппарата, а вот это уже затраты для бюджета. И смотреть необходимо не только на количество избирателей в округах, но и общее число жителей. Дети до 18 лет не голосуют, но немалая часть депутатских забот и хлопот – это как раз защита интересов детей и пенсионеров.

Сергей Фисюк напомнил, что есть норма, по которой город-миллионник может иметь от 35 до 70 депутатов. Так за чем же идти по нижней планке?

Михаил Жилин, депутат от партии «Справедливая Россия», рассказал, в какой системе работает любой городской парламентарий: взаимодействие с населением, с администрациями округов и города, с депутатами ЗСК. Не надо ломать то, что хорошо работает, убежден Михаил.

Сергей Воскобойников, партия «Гражданская платформа», обратил внимание участников дискуссии, что дискуссии-то и нет: «Сегодня «Особняк» превратился в клуб единомышленников. И я тоже не буду оригинальным. Когда принимается решение, каким численно будет новый парламент, нужно учитывать, что еще год до выборов, а потом депутатам еще пять лет работать. А город у нас растущий».

— Чуть ли не впервые за два года мы сошлись в едином мнении, — резюмировал Игорь Коломийцев.

Местное самоуправление может быть одноуровневым, а может и двух. Краснодар – единый городской округ, внутригородские и сельские округа в нем – не отдельные муниципалитеты, а территориальные подразделения горадминистрации. Но коль уж население растет, возникает вопрос: не поменять ли что-то в этой системе? Может, нужно не четыре, а пять внутригородских округов? Или лучше сделать их районами, как это было в советское время – со своими собственными бюджетами и депутатами?
Эту тему тоже обсудили в «Особняке». И здесь мнения разошлись.

Игорь Коломийцев в каждой из систем увидел свои плюсы и минусы. Представитель партии «Справедливая Россия» в дискуссионном клубе Владимир Сухарев считает, что сама жизнь приведет к двухуровневой системе. А вот Зорик Садоян уверен, что при этом потеряется самое главное – голос населения, ведь до руководства города в такой ситуации мнению людей придется пробиваться сразу через две ступени.

Александр Травников тоже считает, что нынешняя система работает, а момент ее менять – не созрел.

Дмитрий Коломиец не уверен, что при двухуровневой системе сохранится конкуренция на выборах. 8 сентября в крае прошли как раз поселенческие выборы. На шесть с лишним тысяч мандатов КПРФ выдвинула только 750 кандидатов. Причина – в кадрах. Каким-то партиям их элементарно не хватает. Другие же не могут уговорить, так как у депутата самого первичного звена самоуправления – не так много рычагов влияния на ситуацию, на то, чтобы решать насущные проблемы избирателей. А спрашивать с него будут.

Игорь Коломийцев подвел итог: сейчас, действительно, о двухуровневой системе говорить рано, но позже к этой теме придется вернуться. Если город вырастет до 3 млн жителей, то часть бюджета, скорее всего, придется отдать в округа.

Продолжаются дискуссии о схеме избрания мэров крупных городов. Федеральный закон предусматривает множество вариантов, но отдает выбор той или иной опции на откуп региональному законодательству. У нас в крае с 2015 года действует такая система: главы поселений (кроме райцентров) избираются всенародно, а мэра райцентров, муниципальных районов и городских округов — не прямыми выборами. Сначала отбор кандидатур производит конкурсная комиссия, затем из двух-трех претендентов выбирают местные депутаты.

Юрий Копачев выразил позицию Партии Роста: всех глав избирать всенародно. С этим согласились многие эксперты. Ведь такие выборы – это еще и формирование кадрового резерва, когда селекцией кадров для власти занимается население.

При этом в ходе дискуссии прозвучали и аргументы в пользу нынешней схемы: она позволяет отобрать компетентных кандидатов в главы. Очевидно, что дискуссия на эту тему в обществе будет продолжена.

— Главное, — считает Игорь Коломийцев, — что мы не боимся ставить и обсуждать самые острые темы.

Источник: «Краснодарские известия»

Спасибо! Ваше сообщение было отправлено.